Организация профилактики употребления пав

Среди проблем, стоящих перед системой современного образования, проблема здорового образа жизни и профилактики вредных привычек занимает одно из важнейших мест.

Проблема наркомании сегодня может коснуться каждого из нас. Все чаще мы говорим о ней, читаем в прессе, слышим о трагедиях, произошедших в семьях, учебных заведениях, погибают наши  друзья и близкие вследствие употребления наркотиков.

Комплексное осознание проблемы показывает, что для ее решения необходимо согласование деятельности различных общественных институтов.

Социум определяет развитие личности, поэтому на первый план выходит проблема профилактики употребления ПАВ.

По социометрическим данным полученным в результате проведенного социологического опроса и анонимного анкетирования среди обучающихся возрастной категории 16-17 лет на предмет отношение молодёжи к употреблению наркотиков были получены следующие данные:

57% студентов – нейтральное отношение, 30% — отрицательное, 13% — положительное.

Проведенная диагностика среди обучающихся показала, что отношение молодёжи к употреблению алкоголя 56,9 % обучающихся высказались скорее положительно, а 26,4% — скорее отрицательно, всего 13,3% — резко отрицательно, а 3,4% — положительно. Подростки считают, что алкоголь безопасен, если его употреблять в небольших дозах. Высока приверженность к пиву.

К табакокурению молодёжь относится отрицательно лишь в 42,5%, нейтрально — в 32,4%, а 25,1% обучающихся считает такой опыт положительным.

Основной возраст, когда начинают курить — это 14-17 лет.

Опрос обучающихся с целью выяснить причины пагубной привычки показал, что начинают курить и в дальнейшем не отказываются от этой привычки по следующим причинам:

– потому что друзья мои курят;

– чтобы выглядеть более взрослым;

– из любопытства;

– потому что мне нравится курить;

– курят родители;

– курят из-за давления оказываемого на них сверстниками.

Большинство обучающихся высказали мысль о том, что основным негативным последствием этих привычек является вред здоровью.

Специалисты филиала ГБПОУ РХ ЧГСТ ищут модель воспитания и образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки обучающихся и воспитанников, способствовала формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни и профилактике само разрушительного поведения.

С этой целью формирование мотивации на здоровый образ жизни осуществляется через урочные и внеурочные формы деятельности.

Традиционно работниками филиала ГБПОУ РХ ЧГСТ проводится лечебно-оздоровительная работа. Это витаминизация аскорбиновой кислотой, занятия в тренажерном зале, оказание первой медицинской помощи пострадавшим, оздоровительные паузы, занятия в спортивных секциях, выпуск стенгазет.

Коррекционно-развивающая работа проводится с обучающимися первых курсов по программе «Развивающая работа психолога на этапе адаптации». Проходят занятия, формирующие устойчивое развитие личности по программе «Человек в окружающем мире». Разработаны рекомендации для педагогов по созданию здоровьесберегающей среды в филиале  техникума, ведется работа по социально-педагогической поддержке детей «группы риска». Систематически посещаются неблагополучные семьи для бесед по профилактике противоправного поведения.

Работники филиала техникума  используют комплексные диагностики.  Ежегодно проводится диагностика адаптации и дезадаптации (1-е курсы) и углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения. Определяются индивидуальные особенности и склонности личности. Социальный педагог и педагог-психолог выявляют причины и механизмы нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.

В филиале техникума проводятся мероприятия для обучающихся по профилактике употребления психоактивных веществ с привлечением специалистов города и РХ.

Традиционные методы первичной профилактики в техникуме чаще всего сводятся к воспитательной работе. Так в образовательном учреждении сформированы и работают:

1) «Совет по профилактике правонарушений обучающихся»;

2) «Отряд содействия полиции «Дружина», члены которого совместно с работниками правоохранительных органов проводят профилактические внеклассные мероприятия.

3) Спортивные кружки и секции:  волейбол, баскетбол, настольный теннис, легкая атлетика, шашки,  вокальный.

Проводятся собрания, классные часы, беседы с тематикой предотвращения правонарушений не только со специалистами филиала техникума, но и с приглашением компетентных специалистов правоохранительных органов, медицинских работников, работников культуры и спорта.

Но время не стоит на месте и требует все новых и новых направлений в работе.

Проводятся лектории для родителей на тему «Профилактика вредных привычек (табакокурения, алкоголя, наркозависимости). Их задача — способствовать воспитанию социально и психологически здорового ребенка и, тем самым, влиять на сознательный выбор им здорового образа жизни.

Описанные методы позволили получить определенные результаты. Профилактическая работа в филиале техникума приобретает системный характер. Организована консультационная служба педагога-психолога, социального педагога. Распространены в образовательном учреждении памятки по профилактике злоупотребления психоактивными веществами: «Наркотики: проблема, которую надо решать!», «Не знаешь, как уберечь себя от СПИД — прочти!».

Администрация и педагогический коллектив активно участвует в профилактической работе.  Уменьшилось количество детей, состоящих на внутреннем контроле.

Опыт показывает, что профилактика наркомании будет эффективной, если способствовать формированию устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, развивать умение общаться с другими, правильно организовывать свое время, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами.

Достижение результатов в применении здоровьесберегающих технологий зависит от необходимости сделать профилактическую работу единой, охватывающей все целевые группы: ребенок, родители, педагоги, специалисты.